Суббота, 27.04.2024, 16:57

.

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
^
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 188
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Календарь событий
Block content

Использование методов активизации творческого мышления в проектной деятельности


   Когда в 1993 году предметы обслуживающего и технического труда переименовали в технологию, изменилось не только содержание предмета, но и методика преподавания. На первое место вышел творческий проект, работа над которым позволяет развивать такие качества личности как самостоятельность, усидчивость, умение находить и перерабатывать информацию, творческое мышление. На мой взгляд, самая сложная задача – научить детей творчески мыслить. Лично мне помогают  Методы активизации творческого мышления. С некоторыми из них я вас сегодня и познакомлю.

1. Развиваем воображение.

  Упражнения:

  • Дополнить рисунок. Учитель рисует на доске неопределенный предмет. Учащиеся по очереди подходят и дополняют по своему усмотрению, избегая повторений.
  • Слоган. Придумайте надпись, которую вы хотели бы видеть на своей футболке.
  • Перевертыши. Подбирается несколько названий известных книг, фильмов и т. п. Каждое слово в названии заменяется на противоположное по значению. Необходимо угадать правильное  название. Например, «До свиданья, вы мой дядя».

2. Развиваем мышление.

  Упражнения:

  • Поиск аналогов. Требуется придумать как можно больше аналогий к предложенному слову. Например, слово вертолет: бабочка (летает), поезд (перевозит людей), продолжите ........................................................................
  • Поиск общего. В двух-трех взятых наугад словах отыщите как можно больше общих признаков. Например, тарелка и лодка: имеют глубину, являются изделием человеческих рук, продолжите .................................................................................
  • Поиск противоположных предметов. Называется какой-либо предмет. Надо найти как можно больше других предметов, контрастных названному. Например, дом: сарай (степень комфорта), поле (открытость пространства), вокзал (свое-чужое) Продолжите .................................................................................................
  • Логические задачи

3. Снимаем психологическую инерцию мышления.

  Упражнения:

-  Задача Ландау. Впишите букву  О, Д, Т, ... П  Необходимо преодолеть психологический барьер трафаретного мышления.

-  Из шести целых спичек сложите 4 равносторонних треугольника, при этом каждая сторона должна равняться длине спички.

4. Метод ассоциаций.

Ассоциации – это образы, возникающие в сознании человека в ответ на какое-то воздействие, например в ответ на слово.

  Упражнения:

  • Чему равна единица в квадрате? Два в квадрате? Четыре в квадрате? Угол в квадрате?
  • Рисунок. Ведущий показывает первому игроку рисунок. Он устно объясняет следующему, что нарисовано и т. д. Последний рисует. Рисунки сравнивают.
  • Ира в ассоциации. Слово высказывается без замедления. Это первичные ассоциации.
  • Ассоциативный переход. Между двумя понятиями может быть ассоциативный переход в 4-5 шагов, а может быть в 50. Чем лучше развито воображение , тем более дальний переход может получиться. Например, «огонь – заяц» - ассоциативный переход «огонь-тепло-печка-дрова-лес-заяц». Предложите вариант более длинного перехода. ................................................................................................
  • Пример метода ассоциаций в проекте.

5. Ассоциативно-синектические методы.

  • Графический калейдоскоп.  Этот метод не требует специальной художественной подготовки, какого-либо опыта рисования. Он заключается в заполнении всего листа линиями, различными по толщине и траектории и точками, которые рисуются интуитивно, на основе личных ассоциаций, опыта, мыслей и чувств. Только благодаря этому каждая фантазийная работа становится индивидуально неповторимой.
  • Далее необходимо внимательно рассмотреть фантазийные рисунки, увидеть и найти образы (поворачивая, рассматривая с различных сторон, в необычных ракурсах, совмещая отдельные детали для получения единого образа).
  • Стиль Банто -  тренировка креативности.

 

1 строка – описание некого абсурда

2 строка – попытка объяснения абсурда

3 строка – переход от абсурда к реальности

4 строка -  вывод (мораль)


Примеры:

Рыба лезет на березу

Хочет переждать погоду

Не забраться ей туда

Сидите дома в холода

 

Дворник играет на скрипке метлой

Метла у него инструмент основной

Не оскорбит он ценителей чувства

Каждый по-своему видит искусство


6. Метод мозговой атаки (штурма).

  Цель метода – Стимулировать всех участников обсуждения к быстрому генерированию большого числа идей.  По этому принципу построены передачи «Что? Где? Когда?» «Брейн-ринг». «99 % конструктивных идей возникает подобно электрической искре при «контакте» с мыслями других людей»

 

7. Метод обратной мозговой атаки.

«Поиск недостатков – путь к успеху»

  Наравне с группой генераторов идей работает группа «диверсантов», которая ищет слабые места. Очень хорошо этот метод работает при анализе идей творческого проекта. При поиске аналогов не пытаться сделать точно такое же, а, найдя недостатки попытаться избежать их в своем изделии. (пример Домик)

 

8. Метод фокальных объектов.

  Суть метода заключается в том, что совершенствуемый объект находится в «фокусе» внимания, а признаки случайно выбранных объектов присоединяются к нему, в результате получаются необычные сочетания. Этот метод «работает» почти всегда и дает очень хорошие результаты. Пример. 

  Дети, овладевшие подобными методами, переходят на качественно новый уровень в своей деятельности, учатся рационализаторству и изобретательству. А ведь как часто некоторые употребляют выражение «Не стоит изобретать велосипед». А вот голландцы, например, так не считают и ежегодно проводят конкурс по изобретению велосипедов. В заключении мне хочется пожелать вам «изобретайте велосипед» Делайте это вместе со своими детьми.

  Смотреть презентацию к мастер-классу (щелкните по значку)