Ролевая игра
8 класс
Технология ролевой игры – такая организация образовательного процесса, которая предполагает имитирование реальной ситуации, в которой участники действуют в соответствии с выполняемой ролью.
Данную игру можно использовать при изучении темы Потребности семьи, в разделе Элементы домашней экономики
Структура урока в технологии ролевой игры
Этапы урока |
Сущность этапа |
Варианты заданий, приемов на каждом этапе |
I этап |
Предложение игры детям. Главная задача этапа – возбуждение интереса детей к игре. Объяснение ее правил, техники действий, значения игровых аксессуаров |
- Краткий и четкий инструктаж - Выбор жюри, экспертов (при необходимости) - Создание воображаемой ситуации – «Представьте себе, что вам необходимо определить потребности одной семьи на одну неделю, с учетом потребностей каждого ее члена, исходя из конкретного дохода этой семьи » (используем схему Маслоу «Иерархия человеческих потребностей» см. Приложение 1) |
II этап |
Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. У каждой роли обязательно должно быть предполагаемое действие (без действия роль мертва) |
Учитель выбирает 3-4 лидеров, в зависимости от количества «семей», а те уже в свою очередь приглашают в свою «семью» остальных ее членов. «Семья» называется по конкретной фамилии лидера, т. е. «главы семьи». Роли же внутри «семьи» (мама, бабушка, дед, дети и др.) распределяются по: · Жеребьевке · Считалке · Назначением «главы семьи» · Добровольное принятие роли ребенком, по его желанию |
III этап |
Наполнение каждой роли конкретным содержанием. Развитие игровой ситуации. Взаимодействие ролей |
На первом этапе «семья» должна сосчитать, какой доход она имеет (исходя из опыта своей личной семьи и выбрав среднеарифметический результат); Второй этап предполагает индивидуальную работу каждого члена «семьи», когда дети, исходя из своей роли, планируют свои потребности на неделю; На третьем этапе проводится «семейный совет», на котором обсуждаются потребности каждого, и составляется общий список потребностей «семьи» (на этом этапе важна роль экспертов, которые отмечают, с кого из членов семьи началось обсуждение, кто может аргументировано отстаивать свою точку зрения, справляется ли «глава семьи» со своими обязанностями и т.д.) Этот этап самый продолжительный по времени и самый важный по значимости. Внешне дети учатся планировать свои потребности и видеть потребности членов своей семьи. Но наряду с этим они приносят в игру модель поведения своей собственной семьи и как бы смотрят на свою семью со стороны и далеко не всегда получают одобрение (роль экспертов), что дает повод задуматься. А самое главное, что они должны понять, что все! члены семьи имеют свои собственные потребности, с которыми необходимо считаться и что иногда можно отказаться от своих потребностей в пользу кого-то из членов семьи. Четвертый или заключительный этап предполагает озвучивание совместно принятого списка потребностей, где учтены потребности каждого. Для успешного развития игровой ситуации можно использовать: - Обсуждение возникших затруднений, оказание помощи детям, которые затрудняются в разыгрывании своей роли; - Коррекция игровой ситуации при необходимости через наводящие вопросы; - Организация игровых диалогов реальных лиц; - Создание ситуации успеха каждому ребенку в процессе игры |
IV этап |
Подведение итогов игры. Оценка результата каждой роли. Рефлексия |
· Оценка игровых действий учителем; · Самооценка игровых действий; · Взаимооценка игровых действий; · Оценка игровых действий жюри (экспертной группой) |
Домашнее задание: Организовать эту игру в своей конкретной семье. Написать отзыв.
Приложение № 1