Муниципальное образовательное учреждение «Ирбитская средняя общеобразовательная школа № 9»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины: Технология
для элективного курса: Флористический дизайн
2006-2007
ОДОБРЕНА Составление в соответствии
предметной (цикловой) с Государственными требованиями
комиссией к минимуму содержания и уровню
подготовки выпускника по специальности Технология
Председатель_____________ Заместитель директора по УМР__________
Авторы: Кудряшова О. В.
Рецензенты:____________________
____________________
_____________________
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Флористический дизайн» относится к образовательной области «Технология» и «Искусство».
Человек начал использовать растения для украшения жилища очень давно — около 6 тыс. лет назад. Фитодизайн — это искусство создания разнообразных композиций из растительного материала, художественное и рациональное размещение их в пространстве помещения.
Фитодизайнер — это не просто творец прекрасного, но и тот, кто любит растительный мир и хочет жить в гармонии с природой.
Составление композиций из цветов и природных материалов воспитывает тонкий художественный вкус, помогает чувствовать прелесть естественных форм, линий и красок, развивает наблюдательность.
Педагогическая целесообразность программы — знание учениками изобразительного искусства, технологических умений, экологических знаний и ботаники закрепляются в прикладном значении.
Цели курса:
— закрепить знания по многим вопросам школьного курса изобразительного искусства и ботаники;
— научить составлению аранжировочных композиций из живых и сухих цветов, оформлению помещений к различным торжествам;
— научить учащихся приёмам подготовки растений и способам консервации растительного материала;
— познакомить с богатством и разнообразием растительного мира нашего края, а также формировать высокие этические нормы в отношении человека к природе.
Задачи курса:
Образовательные:
— систематизировать и закрепить имеющиеся знания по изобразительному искусству и ботанике;
— познакомить с разнообразием цветочно-декоративных растений, с их биологическими особенностями;
— продолжить формирование определённых умений и навыков аранжировки цветами, закрепить их на практике;
— развивать навыки использования цветочной аранжировки для внутреннего оформления помещений.
Развивающие:
— способствовать развитию любознательности, расширять кругозор;
— развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания; планировать свою деятельность; работать со справочной литературой, иллюстрациями, эскизами;
— развивать воображение, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремлённость, эмоциональную устойчивость и др.).
Воспитательные:
— формировать высокие этические нормы в отношениях между людьми и в отношении человека к природе;
— формировать духовную культуру и нравственность;
— приобщать к мировым и отечественным культурным ценностям;
— формировать гражданственность и патриотизм учащихся.
Отличие от типовой программы — объединение двух лет обучения в один. Программа составлена на основе программы кружка «Юных любителей зелёной архитектуры», по программам для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Программа рассчитана на один год обучения, возраст —13—16 лет.
По целевой направленности программа относится к профприкладным.
Программа по сложности — линейная. Принцип набора — по интересам.
Количество обучающихся в группе — 15 человек. Способ подачи информации — репродуктивный.
Основные формы и методы работы:
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор
основных форм и методов совместной деятельности учителя и учащихся.
В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:
— экскурсия;
— практическая работа;
— творческое задание;
— лекционное занятие;
—выставка творческих работ;
— конкурс творческих работ на уровне района, города, области.
Основные методы обучения: монологический, диалогический,
алгоритмический, показательный:
—учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый;
— воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.
Средства обучения:
— видеоаппаратура и видеокассеты.
Психологическое обеспечение программы:
Психологическое обеспечение программы включает в себя
следующие компоненты:
— создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
— обсуждение творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности;
— применение индивидуальных, групповых форм обучения;
— формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях. По окончанию обучения обучающиеся должны знать:
— биологические и экологические особенности цветочных и декоративных
лиственных растений;
— приёмы подготовки растений и способы консервации растительного
материала;
— основы западной и восточной аранжировки;
— основы дизайна по декоративно-цветочному оформлению интерьера
зданий и помещений;
— основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний;
— правила безопасности труда.
Должны уметь:
— применять биологические и экологические знания о цветочных и
декоративно-лиственных растениях на практике;
— правильно определять предлагаемое растение;
— разрабатывать эскизы цветочно-декоративного оформления различных объектов;
— изготавливать флористические поделки, картины, коллажи; аранжировать
букеты из живых и высушенных цветов;
— работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
— применять правила безопасности труда;
— формировать собственную позицию в отношении дизайна в целом;
— вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
Оценка результативности учебных занятий
Для оценки применяется входной, текущий и итоговый контроль. Цель входного контроля — диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Формы оценки: устный и письменный опрос, собеседование с учащимися и родителями.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Формы оценки: творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование.
В практической деятельности результативность оценивается количеством и качеством выполнения флористических поделок, аранжировочных букетов, творческих работ по оформлению интерьера.
Итоговый контроль — выставка творческих работ учащихся, оформление кабинетов данного учебного заведения.